Кубанский Государственный Университет

Вход
Логин 
Пароль 
 регистрация

Из истории Факультета
    Кубанский государственный университет был открыт в Екатеринодаре 5 сентября 1920 г. На момент своего возникновения он состоял из трех факультетов: социально-исторического, медицинского и естественного. Дисциплины физико-математического цикла преподавались на естественном факультете, в состав которого входила кафедра физики. 
На первый курс естественного факультета было зачислено 843 человека (из них 486 женщин); таким образом, по числу первокурсников тогдашний естественный факультет соответствовал сразу нескольким естественнонаучным факультетам нынешнего КубГУ.

   Первый период существования Кубанского университета был чрезвычайно краток: всего один год и 5 дней. В стране развивался голод и финансовый кризис, это вынудило Наркомпрос пойти на упразднение ряда вузов. В госархиве Краснодарского края в фонде "Кубано-Черноморский отдел народного образования" хранится протокол № 86 заседания президиума Кубано-Черноморского облисполкома Совета рабочих, крестьянских, казачьих, красноармейских и горских депутатов от 10 сентября 1921 года. В нем говорится: "преобразовать государственный университет в медицинский институт, передать естественный факультет университета в институт народного образования, а рабфак университета распределить между политехническим и педагогическим институтом".
Однако действительность внесла коррективу и в это решение.В условиях кризиса государству оказалось не под силу сохранить два близких по профилю вуза: институт народного образования и педагогический институт. Был сохранен лишь последний, переименованный в том же 1921 г. в Высший педагогический институт.

   Высший педагогический институт имел в своем составе четыре факультета: естественно-математический (с отделениями физико-математическим и биолого-географическим), словесно-исторический (с отделениями словесным и историческим), педагогический (с дошкольным и школьным отделениями) и внешкольный факультет. К пединституту перешел весь новый - второй - прием студентов университета. Из 50 преподавателей пединститута 18 принадлежали к дореволюционной высококвалифицированной профессуре, оставшейся работать в пединституте после закрытия университета. Кафедра физики, созданная одновременно с основанием КубГУ в 1920 г., перешла в состав естественно-математического отделения пединститута. В новом здании ею сразу же были созданы учебные лаборатории по разделам "Теплота и механика", "Электричество и свет", а также спец практикумы по радиотехнике и школьному эксперименту по физике.

   На протяжении истории существования факультета неоднократно изменялась и его внутренняя структура: число кафедр и их наименование. В 20-40-е годы в составе естественного, а затем физико-математического факультета существовала единственная физическая кафедра, что и было отражено в ее названии: кафедра физики. В 1950 г. она разделилась на две кафедры: кафедру общей физики и кафедру теоретической физики.

   В 1970 г., Краснодарский пединститут был преобразован в Кубанский госуниверситет, и в этой связи в 1971 году от кафедры теоретической физики, возглавлявшейся Я. И. Пугачевым, отделились две кафедры - кафедра экспериментальной физики, которую возглавил В.Ф. Писаренко, и кафедра молекулярцой физики во главе с И.М. Стояновским. В ходе дальнейших реорганизаций кафедра молекулярной физики была упразднена, а на ее месте появились кафедра электроники (преобразованная впоследствии в кафедру оптоэлектроники) и кафедра полупроводников, созданная в 1984 г. и возглавленная профессором Б. С. Муравским. На основании приказа ректора № 720 от 14 октября 2003 г. кафедра физики полупроводников переименована в кафедру радиофизики и радиоэкологии.

   Кафедра теоретической физики была преобразована в 1995 г. в кафедру теоретической физики и компьютерных технологий. В том же 1995 г. была создана кафедра физики и методики преподавания физики, которой было поручено преподавание физики на нефизических факультетах, а также цикла методических дисциплин. В 1997 г. эта кафедра была преобразована в кафедру современных технологий обучения.

   Вследствие частых реорганизаций в истории факультета отсутствует взаимно однозначное соответствие между кафедрами и научными школами: нередко представители одной и той же научной школы один и более раз переходили с кафедры на кафедру. Поэтому за скелетную схему дальнейшего изложения принят перечень кафедр, существующих на факультете на сегодняшний день; приводимые же ниже сведения о той или иной научной школе располагаются внутри раздела, посвященного той из кафедр, с которой эта научная школа была наиболее тесным образом связана.